Судебная практика по ст. 8.13 КоАП РФ

Судебная практика по ст. 8.13 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение правил охраны водных объектов

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июня 2017 г. N 11-АД17-31

История рассмотрения дела

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника А.М., действующего в интересах акционерного общества «», на постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16.09.2014, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 12.11.2014 N 7-1081/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 28.08.2015 N 4а-1061, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «» (в настоящий момент переименовано в Акционерное общество «») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16.09.2014, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 12.11.2014 N 7-1081/2014 и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 28.08.2015 N 4а-1061, открытое акционерное общество «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (далее — общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник А.М., действующий в интересах акционерного общества «», просит об отмене обжалуемых актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что должностным лицом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 09.09.2014 составлен протокол N 021370 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому проведенным 21.08.2014 осмотром выявлено невыполнение обществом установленных нормативными актами требований по приведению водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Нариманка в состояние, пригодное для пользования, после проведения земляных работ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по настоящему делу.

Вместе с тем, выводы должностного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и судебных инстанций не учитывают следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.13 данного Кодекса.

Статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3, 4 названной статьи).

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 5.1).

В силу пункта 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с перечнем, утвержденным данным постановлением.

В утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, входят объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, отнесенные Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов (пункт 7 Перечня).

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» приказом Минприроды России от 08.09.2011 N 727 утвержден перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Татарстан и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

В соответствии с данным приказом общество является объектом, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325 утверждено Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Пункт 1.1 данного Положения определяет Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в качестве органа исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющего государственное управление и реализующего государственную политику в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к его полномочиям, на территории Республики Татарстан.

Согласно пункту 3.1 названного Положения Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан несет ответственность за осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, должностное лицо органа исполнительной власти Республики Татарстан (Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан) не имело полномочий составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю.

В отношении данного объекта государственный экологический контроль мог быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400).

Таким образом, протокол об административном правонарушении по настоящему делу составлен неуполномоченным должностным лицом.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является нарушением требований статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущим признание его недопустимым доказательством.

Следует отметить, что на указанные обстоятельства общество неоднократно ссылалось в ходе производства по данному делу, однако судебными инстанциями надлежащая оценка этим доводам не дана (л.д. 107 — 109, 146 — 151).

С учетом изложенного, принятые по данному делу об административном правонарушении судебные акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16.09.2014, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 12.11.2014 N 7-1081/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 28.08.2015 N 4а-1061, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу — прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу защитника  А.М., действующего в интересах акционерного общества «», удовлетворить.

Постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16.09.2014, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 12.11.2014 N 7-1081/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 28.08.2015 N 4а-1061, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (в настоящий момент переименовано в Акционерное общество «») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судебная практика по ст. 8.13 КоАП РФ отрицательная:

Решение Пермского краевого суда от 23.08.2017

Судебная практика по ст. 8.13 КоАП РФ положительная:

Постановление Саратовского областного суда от 25.07.2017

Алексей Власов
юрист-консультант

Получить помощь при обжаловании штрафа