Судебная практика по ст. 8.25 КоАП РФ

Судебная практика по ст. 8.25 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение правил использования лесов

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 4 июля 2017 г. по делу N 7-1164/2017(21-749/2017)

Судья — Бабинова Н.А.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Б., с участием защитника Е.М., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «» Е.М. на решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 10 мая 2017 года, постановление исполняющего обязанности начальника отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 16 февраля 2017 года N <…> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «»

установил:

постановлением исполняющего обязанности начальника отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 16.02.2017 N <…> общество с ограниченной ответственностью «» (далее — ООО «») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.

Решением судьи Березниковского городского суда Пермского края от 10.05.2017 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО «» — без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник  Е.М. просит об отмене постановления должностного лица, решения судьи городского суда и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в действиях ООО «» отсутствует событие вменяемого правонарушения, поскольку на момент составления акта осмотра лесного участка проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов имелся, так как договор аренды был продлен.

В судебном заседании защитник Е.М. жалобу поддержал, дополнительно пояснил, что договор аренды после 10.07.2016 был продлен, лесные декларации, подаваемые после 21.06.2015 министерством приняты не были с указанием на то, что не представлен новый проект освоения лесов после продления договора аренды.

Законный представитель ООО «» Ш., будучи извещенным о рассмотрении дела, в суд не явился.

Изучив доводы жалобы, дело об административном правонарушении, заслушав дополнительные пояснения защитника  Е.М., судья краевого суда приходит к следующему выводу.

Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

В соответствии частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).

В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии частями 1, 3 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1). Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).

Из содержания пункта 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29<a href=»http://sudpractic.ru/»>.</a>02.2012 N 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2012 N 24075) проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет — для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 — 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 — 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.

Статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен вид использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.

Пунктом 14 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2012 N 23775) срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.

В силу положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).

Однако в соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет в случае, если лесной участок используется арендатором для выполнения на нем работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 Лесного кодекса Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела, между Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (арендодателем) и ООО «» (арендатором) 15.08.2014 заключен договор аренды N &lt;…&gt; лесного участка площадью 0,31 га, расположенного в Усольском муниципальном районе Пермского края, Березниковское лесничество, Романовское участковое лесничество (Романовское), квартал N &lt;…&gt; (части выделов &lt;…&gt;, &lt;…&gt;) для вида использования лесов «строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в целях «расширение участка автодороги «», номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края &lt;…&gt;. Срок действия договора аренды — до 21.07.2015. Согласно приказу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 26.08.2015 N &lt;…&gt; срок действия указанного договора продлен до 21.05.2016, а впоследствии приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 28.10.2015 N &lt;…&gt; — до 30.12.2020.

По условиям договора аренды от 15.08.2014 N &lt;…&gt; (пункты 13.1, 13.3, 13.4) на арендатора возложена обязанность использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в трехмесячный срок с момента заключения договора ежегодно; ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.

Во исполнение требований Лесного кодекса Российской Федерации и условий договора аренды ООО «» был разработан проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду; срок действия указанного проекта определен сроком действия договора аренды от 15.08.2014 N &lt;…&gt;. Также получено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду, утвержденное соответствующим приказом Министерства природных ресурсов Пермского края от 28.11.2014 N &lt;…&gt;. В силу пункта 14 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» (зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2012 N 23775) срок действия положительного заключения экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов.

По истечении срока действия договора аренды ООО «» продолжило пользоваться лесным участком, ежемесячно оплачивает арендную плату, в связи с чем договор аренды от 15.08.2014 N &lt;...&gt; на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации считается возобновленным на тех же условиях.

Признавая ООО «» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что в случае возобновления действия договора аренды в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, арендатор лесного участка обязан вновь разработать проект освоения лесов, а также получить положительное заключение государственной экспертизы. Ввиду того, что ООО «» использует лесной участок по договору аренды в отсутствие проекта освоения лесов с положительными заключениями государственной экспертизы, указанным юридическим лицом допущено нарушение статей 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 13.1, 13.3, 13.4 договора аренды от 15.08.2014 N &lt;…&gt;, что образует состав административного правонарушения.

Рассматривая жалобу ООО «» на постановление должностного лица, судья городского суда пришел к выводу о том, что вышеуказанные обстоятельства, свидетельствуют о совершении ООО «» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, в связи с чем постановление должностного лица оставил без изменения. При этом судья городского суда исходил из того, что после продления срока действия договора аренды, общество продолжало использование лесного участка в нарушение требований закона и договора аренды лесного участка, не выполнив обязательное требование по разработке на новый период действия договора проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

Однако с выводами должностного лица и судьи городского суда о совершении ООО «» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, согласиться нельзя.

В соответствии с вышеприведенными нормами права (пункт 30 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 и пункт 14 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545) срок действия положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта освоения лесов, срок действия которого, в свою очередь, определяется сроком действия договора аренды лесного участка.

Таким образом, сроки действия проекта освоения леса и положительного заключения государственной экспертизы на него производны от срока действия договора аренды лесного участка.

Учитывая, что в силу положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка от 15.08.2014 N &lt;…&gt; был возобновлен на тех же условиях, то срок действия проекта освоения лесов и положительного заключения государственной экспертизы на него, который (сроки) производен от срока действия указанного договора аренды, не является истекшим, следовательно, оснований для разработки и представления арендодателю нового проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы не имеется.

Поскольку оснований для разработки и предоставления арендодателю нового проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы не имелось, то отсутствовали и основания для подачи лесной декларации на их основе.

Таким образом, событие административного правонарушения, вмененного ООО «», отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая изложенное, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи городского суда подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении — прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

решил:

Жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «»  Е.М., удовлетворить.

Постановление исполняющего обязанности начальника отдела лесного надзора и административного производства Управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 16 февраля 2017 года N &lt;…&gt;, решение судьи Березниковского городского суда Пермского края от 10 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «» прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Судебная практика по ст. 8.25 КоАП РФ отрицательная:

Решение ВС Республики Карелия от 03.05.2017

Судебная практика по ст. 8.25 КоАП РФ положительная:

Решение Свердловского областного суда от 12.04.2017

Алексей Власов
юрист-консультант

Получить помощь при обжаловании штрафа